Принципы обучения иностранным языкам
Принципы обучения иностранным языкам отражают закономерности обучения иностранным языкам ,которые лежат в основе достижения целей обучения, стоящих перед учебным заведением.
Основными принципами, которые позволяют внедрить в практику работы московских школ новую образовательную политику, являются следующие:
- Обучение иностранным языкам представляет собой непрерывный процесс функционирования целостной системы, базирующейся на динамике поэтапно- концентрического расширения объема приобретенных знаний, навыков и умений. Данный принцип предполагает, с одной стороны, автономный характер обучения на каждом этапе подготовки учащегося, а с другой – взаимосвязь всех этапов обучения, при которой достижение целей каждого этапа обеспечивает возможность продолжения обучения на следующем этапе. В ходе непрерывного обучения соблюдается принцип нарастания трудностей.
- Процесс обучения иностранным языкам носит деятельностный характер, максимально приближаясь к естественной деятельности человека, что выражается во внешней и внутренней активности учащегося в ходе овладения им знаниями, навыками и умениями. Этот принцип реализуется в личностно-ориентированном подходе к обучению, активизации умственных и нравственно волевых усилий ученика. При таком подходе функционируют различные мотивы деятельности учащегося, проявляются его индивидуальные стремления удовлетворять свои познавательные потребности. Интерес ученика к полученной информации завершается ее осмыслением, переработкой на основе собственных взглядов, интересов, замыслов и планов. Учащийся является активным участником учебного процесса. Взаимодействие учащегося с учителем способствует созданию атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи, заинтересованности каждого участника учебного процесса в результате совместной деятельности, развивает их творческий потенциал.
- Принцип активности учащегося в обучении неразрывно связан с принципом комплексной мотивации, объединяющей познавательные потребности, интересы, увлечения, эмоции, установки и идеалы каждого ученика, а также стремление познать самого себя и самоутвердиться, то есть всего того, что составляет смысл учения при реализации данного принципа ведущими являются стимулирование и формирование положительной мотивации к учению, использование эффективных приемов, обеспечивающих мотивированность каждого учебного и речевого поступка школьника на протяжении всего курса обучения.
- Учащийся овладевает иностранным языком осознанно, что предполагает:
— осмысление учащимися языкового материала в единстве его формы и функции;
— осознанное понимание значения им употребления языковых средств, содержания устных и письменных текстов на иностранном языке, задач собственной операционной деятельности в соотнесении с конкретной сферой и ситуацией общения;
— осознание причин языковых ошибок и осуществление их коррекции, как следствие их понимания;
— осознание учащимся практической значимости приобретаемых знаний, навыков и умений как в текущей учебной деятельности, так и в перспективе.
В целом, учебный процесс должен создавать такие условия, в которых изучаемый материал приобретает для учащегося личностный смысл.
- Процесс обучения иностранным языкам должен иметь личностно-ориентированную направленность, что предполагает демократический стиль общения учителя с учеником, учет реальных коммуникативно- деятельностных потребностей и личностных интересов последнего. В центре обучения находится языковая личность ученика, то есть его способность и готовность в условиях общения, в том числе и с носителями изучаемого языка. Осуществление этого принципа способствует созданию в учебном процессе ситуаций парного, группового и коллективного взаимодействия, в ходе которого реализуются задачи приобретения учащимися речевого опыта на иностранном языке и приобщения с его помощью к культуре страны изучаемого языка.
- Обучение иностранному языку имеет коммуникативную направленность, что предполагает использование иностранного языка как средства общения, достижение учащимися определенного уровня коммуникативной компетенции.
- Обучение иностранному языку предполагает одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащегося. Реализация данного принципа базируется на речевом и учебном опыте учащегося в родном языке, на выявлении общности и различий в процессе овладения как способами и средствами общения, так и культурой страны изучаемого языка. Взаимосвязанное обучение языку и культуре способствует развитию у учащегося способности к реальному аутентичному общению в контексте диалога двух культур.
- Обучение иностранному языку предполагает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности как способам осуществления речевого общения, но при условии дифференцированного подхода к каждому из них. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное, делает записи, позволяющие лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию. В ходе учебного процесса, таким образом, осуществляется взаимосвязанное развитие умений устного и письменного общения на иностранном языке. Дифференцированный подход реализуется в процессе отбора материала для продуктивного и рецептивного усвоения, использования упражнений, учитывающих специфику продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности, при отборе стратегий устно-речевых и письменных форм общения.
Автор статьи:
старший преподаватель английского языка Start School
Будкина Е.В.